Конкурсная работа На главную
Краткая справка

       Краткая справка о Истории

С первых дней Санкт-Петербургу, основанному на островах, потребовались переправы. Уже в 1703 году появился Петровский (позднее Иоанновский) мост, соединяющий Заячий остров с Петербургской стороной. Мост многократно передвигался и реконструировался; такая трансформация, в общем, типична для большинства мостов Санкт-Петербурга.

В 1727 году создана первая переправа через Большую Неву—Исаакиевский плашкоутный мост.

В 1842-1850 годах в Петербурге сооружается первый постоянный мост через Большую Неву—мост Лейтенанта Шмидта (тогда Благовещенский, Николаевский).

Развитие мостостроения в Петербурге во многом зависило от периодических изменений водной системы Невы. Так на протяжении XVIII-XIX вв. здесь прокладывались каналы различного значения. Одни из них обьединились в единую траспортную сеть с естественными протоками Невской дельты, другие служили для осушения заболоченной местости или водоснабжения. В соответствии с градостроительными требованиями многии каналы и протоки засыпались или заключались в подземные трубы, порой не оставляя никаких следов своего существования. Вместа с такими каналами исчезали инекогда сооруженные через них мосты ушедшей эпохи.

В Санкт-Петербурге мосты не только переправы через реки и каналы - это архитектурные памятники, уникальные инженерные конструкции. Санкт-Петербург - музей мостов, на протяжении почти трех веков протекал сложный процесс развития и совершенствования форм переправ. Это нашло отражение в конструкции, облике и убранстве петербургских мостов, в которых четко проявилась смена строительных и конструкционных материалов, а также архитектурных стилей.


Типы малых мостов Санкт-Петербурга.

 

Деревянные мосты на сваях.

К строительству деревянных мостов через малые и средние водные протоки города приступили в первые же годы после основания Петербурга. Так, в 1711 г. существовал деревянный подъемный мост, соединявший Петропавловскую крепость с городским островом, а в 1715 г. был уже построен деревянный мост легкой конструкции через р. Фонтанную (ныне—Фонтанку) длиной около,150 м по “Невской першпективе”, на месте теперешнего Аничкова моста. В 1750 г. этот мост был перестроен тоже на деревянный, но под более тяжелую нагрузку, в порядке подготовки к пропуску слонов “Индийского подарка”, ожидавшихся к проходу по старой Московской дороге.

Начиная с 1733 г., через реки и каналы города сооружаются деревянные мосты на свайных опорах: Семеновский через Фонтанку, Зимний через Зимнюю канавкупо Миллионной, мосты через каналы: Крюков и Екатерининский (ныне Грибоедова) и другие водные протоки.

Часть деревянных мостов того времени обшивали досками и архитектурно оформляли под каменные.

С начала XIX века на реках и каналах города появляются деревянные арочные мосты с пролетом в свету 20 и более метров. Таким был, например, Каменноостровский мост через Малую Невку, сооруженный в 1819 г.

Этот мост перестраивался много раз, последний раз в 1954 г. перестроен на постоянный с бетонными устоями, облицованными гранитом, с цельносварными металлическими пролетными строениями.

К настоящему времени арочные деревянные мосты полностью перестроены на постоянные.

Первые наплавные мосты через Неву построены в 1727-1729 гг.: Исаакиевский у Сената и Воскресенский на месте Кировского моста. Затем в 1749—1750 гг. были сооружены: Литейный мостпротив Литейного проспекта и Тучков мостна Малой Неве против Большого проспекта Петроградской стороны.

Несколько позднее наводились наплавные мосты против Каменноостровского   проспекта. Строгановскийчерез Большую Невку и Каменноостровский через Малую Невку.

Наплавные мосты, устраиваемые на деревянных плашкоутах, не обеспечивали бесперебойного круглогодичного сообщения между районами города (на период осеннего ледостава и весеннего ледохода мосты отводились к берегу) и эксплуатация их требовала значительных затрат труда и средств.

В 1733 г. во время морского шторма один из наплавных мостовИсаакиевский у Сенатабыл разрушен, а барки затонули. Взамен был построен новый наплавной мост, для чего изготовили специальные, особо прочные суда.

Несмотря на все несовершенство наплавных мостов, они просуществовали более 120 лет.

Каменные мосты.

В 80-х годах XVIII века были перестроены на постоянные мосты: Каменный по Гороховой ул. и Казанский по Невскому проспекту через Екатерининский канал. Ширина Казанского моста—95 м. Свод его, выполненный из кирпича, сохранился до наших дней.

В этот же период сооружаются постоянные каменные мосты через Фонтанку: Симеоновский, Аничков, Обуховский в 1785 г., Чернышев в 1787 г., Семеновский, Измайловский и Старо-Калинкин в 1788 г. Все эти мостытрехпролетные, с разводными пролетами посередине. Речные опоры и (быки) были увенчаны архитектурно оформленными башнями.

Позже, в начале XX века, разводные пролеты этих мостов были ликвидированы, а башни сохранены только на Чернышевом и Старо-Калинкином мостах.

В это же время для завершения архитектурного оформления набережной Невы были перестроены на постоянные мосты: Прачечный - через Фонтанку, Верхне-Лебяжий через Лебяжью канавку по Кутузовской набережной и Эрмитажныйчерез Зимнюю канавку Дворцовой набережной.

Чугунные мосты.

В период с 1806—1830 гг. на более важных магистралях города строят чугунные арочные мосты на каменных опорах, облицованных гранитом. Пролетные строения этих мостов состоят из отдельных чугунных коробок, опрокинутых дном кверху и скрепленных между собой болтами. Толщина ребер и днищ коробок около 3—4 см. Эти мосты являлись своего рода типовыми сооружениями со сборными пролетными строениями и представляли собой последнее слово техники в мостостроении того времени.

Первый чугунный арочный мост (бывш. Зеленый, ныне Полицейский) построен через Мойку по Невскому проспекту в 1806 г. затем последовательно, за сравнительно короткий промежуток времени, были построены мосты:

Ново-Московский через Обводный канал на Московском проспекте в 1808 г.;

Поцелуевчерез р. Мойку на ул. Глинки в 1816 г.;

Синийна Исаакиевской площади в 1818 г.;

Красныйна Гороховой ул. в 1814 г.;

Большой Конюшенный на Мошковом переулке в 1828 г. Зеленый, Синий и Красный мосты получили свое название из-за первоначальной окраски.

В этот же период был построен еще ряд чугунных мостов: Демидовчерез канал Грибоедова по Демидову переулку; Синий (вторая половина) через р. Мойку на Исаакиевской площади; Певческиский через р. Мойку у Дворцовой площади и, наконец, отличающийся особой легкостью и ажурностью, прекрасно оформленный барельефами горный Инженерный мост через р. Мойку (у ее истока).

Большинство этих мостов украшено гранитными обелисками, фонарями и ажурными резными украшениями на фасадных арках. Почти все мосты сохранились до наших дней и обеспечивают пропуск современных нагрузок.

Висячие мосты.

В первой четверти XIX века в городе сооружают висячие (цепные) мосты, поражавшие своей легкостью, красотой и изяществом.

Наиболее крупные из них: Пантелеймоновский (ныне им. Пестеля), сооруженный через Фонтанку у Летнего сада в 1824 г. и Египетский через Фонтанку по Ново-Петергофскому проспекту, построенный к 1827 г. Цепи, поддерживающие пролетные строения этих мостов на устоях, покоились на легких металлических порталах и закреплялись своими концами в каменных массивах, зарытых в землю. У въездов на Египетский мост были установлены четыре сфинкса, а порталы и их колонны украшены египетскими орнаментами.

К началу XX века эти мосты уже не обеспечивали пропуск все увеличивающегося потока транспорта. Египетский мост в 1905 г. обрушился при проходе по нему отряда кавалерии, а Пантелеймоновский мост в 1908 г. был разобран и заменен металлическим арочным.

В период с 1824 по 1826 гг. были сооружены в городе еще три висячих пешеходных моста: Почтамтскийчерез р. Мойку, Банковский и Львиный через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова), из которых последние два, сохранившиеся до настоящего времени, реконструированы в 1954—1955 гг. в полном соответствии с первоначальными проектами.


Колличественная информация.

В Санкт-Петербурге        42 острова; 86 рек и каналов (Общая протяженность достигает 300 км);                                              порядка 500 мостов.

1739 г.  -     40 мостов                    

1834 г.  -   117 мостов

1863 г.   -   172 моста  

1946 г. -    387 мостов


назад
Используются технологии uCoz