
Краткая справка о Истории
С первых дней Санкт-Петербургу, основанному на островах, потребовались переправы. Уже в 1703 году появился Петровский (позднее Иоанновский) мост, соединяющий Заячий остров с Петербургской стороной. Мост многократно передвигался и реконструировался; такая трансформация, в общем, типична для большинства мостов Санкт-Петербурга.
В 1727 году создана первая переправа через Большую Неву—Исаакиевский плашкоутный мост.
В 1842-1850 годах в Петербурге сооружается первый постоянный мост через Большую Неву—мост Лейтенанта Шмидта (тогда Благовещенский, Николаевский).
Развитие мостостроения в Петербурге во многом зависило от периодических изменений водной системы Невы. Так на протяжении XVIII-XIX вв. здесь прокладывались каналы различного значения. Одни из них обьединились в единую траспортную сеть с естественными протоками Невской дельты, другие служили для осушения заболоченной местости или водоснабжения. В соответствии с градостроительными требованиями многии каналы и протоки засыпались или заключались в подземные трубы, порой не оставляя никаких следов своего существования. Вместа с такими каналами исчезали инекогда сооруженные через них мосты ушедшей эпохи.
В Санкт-Петербурге мосты не только переправы через реки и каналы - это архитектурные памятники, уникальные инженерные конструкции. Санкт-Петербург - музей мостов, на протяжении почти трех веков протекал сложный процесс развития и совершенствования форм переправ. Это нашло отражение в конструкции, облике и убранстве петербургских мостов, в которых четко проявилась смена строительных и конструкционных материалов, а также архитектурных стилей.
Типы малых мостов Санкт-Петербурга.
Деревянные мосты на сваях.
К строительству деревянных мостов через малые и средние водные протоки города приступили в первые же годы после основания Петербурга. Так, в 1711 г. существовал деревянный подъемный мост, соединявший Петропавловскую крепость с городским островом, а в 1715 г. был уже построен деревянный мост легкой конструкции через р. Фонтанную (ныне—Фонтанку) длиной около,150 м по “Невской першпективе”, на месте теперешнего Аничкова моста. В 1750 г. этот мост был перестроен тоже на деревянный, но под более тяжелую нагрузку, в порядке подготовки к пропуску слонов “Индийского подарка”, ожидавшихся к проходу по старой Московской дороге.
Начиная с
1733 г., через реки и каналы города сооружаются деревянные мосты на свайных опорах: Семеновский через Фонтанку, Зимний через Зимнюю канавку—по Миллионной, мосты через каналы: Крюков и Екатерининский (ныне Грибоедова) и другие водные протоки.Часть деревянных мостов того времени обшивали досками и архитектурно оформляли под каменные.
С начала
XIX века на реках и каналах города появляются деревянные арочные мосты с пролетом в свету 20 и более метров. Таким был, например, Каменноостровский мост через Малую Невку, сооруженный в 1819 г.Этот мост перестраивался много раз, последний раз в
1954 г. перестроен на постоянный с бетонными устоями, облицованными гранитом, с цельносварными металлическими пролетными строениями.К настоящему времени арочные деревянные мосты полностью перестроены на постоянные.
Первые наплавные мосты через Неву построены в 1727-1729 гг.: Исаакиевский — у Сената и Воскресенский — на месте Кировского моста. Затем в 1749—1750 гг. были сооружены: Литейный мост—против Литейного проспекта и Тучков мост—на Малой Неве против Большого проспекта Петроградской стороны.
Несколько позднее наводились наплавные мосты против Каменноостровского проспекта. Строгановский — через Большую Невку и Каменноостровский — через Малую Невку.
Наплавные мосты, устраиваемые на деревянных плашкоутах, не обеспечивали бесперебойного круглогодичного сообщения между районами города (на период осеннего ледостава и весеннего ледохода мосты отводились к берегу) и эксплуатация их требовала значительных затрат труда и средств.
В 1733 г. во время морского шторма один из наплавных мостов— Исаакиевский у Сената—был разрушен, а барки затонули. Взамен был построен новый наплавной мост, для чего изготовили специальные, особо прочные суда.
Несмотря на все несовершенство наплавных мостов, они просуществовали более 120 лет.
Каменные мосты.
В 80-х годах XVIII века были перестроены на постоянные мосты: Каменный по Гороховой ул. и Казанский по Невскому проспекту через Екатерининский канал. Ширина Казанского моста—95 м. Свод его, выполненный из кирпича, сохранился до наших дней.
В этот же период сооружаются постоянные каменные мосты через Фонтанку: Симеоновский, Аничков, Обуховский — в 1785 г., Чернышев — в 1787 г., Семеновский, Измайловский и Старо-Калинкин — в 1788 г. Все эти мосты—трехпролетные, с разводными пролетами посередине. Речные опоры и (быки) были увенчаны архитектурно оформленными башнями.
Позже, в начале XX века, разводные пролеты этих мостов были ликвидированы, а башни сохранены только на Чернышевом и Старо-Калинкином мостах.
В это же время для завершения архитектурного оформления
набережной Невы были перестроены на постоянные мосты: Прачечный - через Фонтанку, Верхне-Лебяжий — через Лебяжью канавку по Кутузовской набережной и Эрмитажный—через Зимнюю канавку Дворцовой набережной.Чугунные мосты.
В период с 1806—1830 гг. на более важных магистралях города строят чугунные арочные мосты на каменных опорах, облицованных гранитом. Пролетные строения этих мостов состоят из отдельных чугунных коробок, опрокинутых дном кверху и скрепленных между собой болтами. Толщина ребер и днищ коробок около 3—4 см. Эти мосты являлись своего рода типовыми сооружениями со сборными пролетными строениями и представляли собой последнее слово техники в мостостроении того времени.
Первый чугунный арочный мост (бывш. Зеленый, ныне
Полицейский) построен через Мойку по Невскому проспекту в 1806 г. затем последовательно, за сравнительно короткий промежуток времени, были построены мосты:Ново-Московский
— через Обводный канал на Московском проспекте в 1808 г.;Поцелуев
—через р. Мойку на ул. Глинки в 1816 г.;Синий
—на Исаакиевской площади в 1818 г.; —на Гороховой ул. в 1814 г.;Большой Конюшенный — на Мошковом переулке в 1828 г. Зеленый, Синий и Красный мосты получили свое название из-за первоначальной окраски.
В этот же период был построен еще ряд чугунных мостов: Демидов—через канал Грибоедова по Демидову переулку; Синий (вторая половина) через р. Мойку на Исаакиевской площади; Певческиский через р. Мойку у Дворцовой площади и, наконец, отличающийся особой легкостью и ажурностью, прекрасно оформленный барельефами горный Инженерный мост через р. Мойку (у ее истока).
Большинство этих мостов украшено гранитными обелисками, фонарями и ажурными резными украшениями на фасадных арках. Почти все мосты сохранились до наших дней и обеспечивают пропуск современных нагрузок.
Висячие мосты.
В первой четверти XIX века в городе сооружают висячие (цепные) мосты, поражавшие своей легкостью, красотой и изяществом.
Наиболее крупные из них: Пантелеймоновский (ныне им. Пестеля), сооруженный через Фонтанку у Летнего сада в 1824 г. и Египетский через Фонтанку по Ново-Петергофскому проспекту, построенный к 1827 г. Цепи, поддерживающие пролетные строения этих мостов на устоях, покоились на легких металлических порталах и закреплялись своими концами в каменных массивах, зарытых в землю. У въездов на Египетский мост были установлены четыре сфинкса, а порталы и их колонны украшены египетскими орнаментами.
К началу XX века эти мосты уже не обеспечивали пропуск все увеличивающегося потока транспорта. Египетский мост в 1905 г. обрушился при проходе по нему отряда кавалерии, а Пантелеймоновский мост в 1908 г. был разобран и заменен металлическим арочным.
В период с 1824 по 1826 гг. были сооружены в городе еще три висячих пешеходных моста: Почтамтский—через р. Мойку, Банковский и Львиный — через Екатерининский канал (ныне — канал Грибоедова), из которых последние два, сохранившиеся до настоящего времени, реконструированы в 1954—1955 гг. в полном соответствии с первоначальными проектами.
Колличественная информация.
В Санкт-Петербурге 42 острова; 86 рек и каналов (Общая протяженность достигает 300 км); порядка 500 мостов.
1739 г. - 40 мостов
1834 г. - 117 мостов
1863 г. - 172 моста
1946 г. - 387 мостов